Диагностика развития речи
Для предупреждения общего недоразвития речи в дошкольном возрасте важное значение имеет ранняя диагностика нарушений развития речи у детей и своевременно оказанная им медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизни, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных меропиятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Ранняя диагностика отклонений довербального и вербального поведения проводится в рамках комплексного обследования ребенка. Для диагностики необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития.
Выделяют следующие стадии развития ребенка от рождения до 18 месяцев.
1 стадия от 0 до 8 недель
2 стадия от 8 до 20 недель (2-5 мес)
3 стадия от 4 до 7,5 месяцев
4 стадия от 7,5 до 12,5 месяцев
5 стадия от 9 до 18 месяцев
Симптомами риска речевых нарушений на 3-5 стадиях являются отсутствие или рудиментарность лепета, избирательного предметно-действенного общения со взрослым, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
Основными задачами коррекционной работы являются следующие: развитие подражательной деятельности (в частности, речевого подражания), формирование предметно-действенного общения ребенка со взрослым и начального ситуативного понимания обращенной речи.
Для развития подражания движениям проводятся игры «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку» и др. При этом взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова действиями ребенка (берет его ладошки и хлопает ими), а потом побуждает ребенка к самостоятельному выполнению движений по словесной команде.
Диагностика развития речи