ТЕСТ-ИГРА «На что похоже?»
Организация: ребенку предлагают рассмотреть картинку с абстрактно-стилизованным изображением и сказать, на что оно похоже. Варианты предъявляемых детям изображений:
Интерпретация ответов осуществляется на основе следующих критериев:
1. Оригинальность:
а) ребенок предлагает достаточно оригинальные, интересные сравнения и ассоциации;
б)около половины предлагаемых ребенком сравнений отличается оригинальностью;
в)ассоциативные сравнения, предлагаемые ребенком, называются наугад или сообщаются названия находящихся в поле зрения ребенка в данный момент предметов.
2. Количество сравнений:
а)более 10 ассоциативных сравнений;
б)4—9 сравнений;
в)0—3 сравнения;
3. Аргументация:
а)каждое сравнение обосновано ребенком, и правота доказывается не только с точки зрения внешней «похожести» изображения, но и возможности его функционального использования;
б)ребенок обосновывает лишь часть ассоциаций, аргументация осуществляется только на основе видимого сходства с реальным предметом;
в)ребенок констатирует факт «похожести» изображения на какой-либо предмет без аргументации предлагаемого сравнения.
4. Характер деятельности:
а) ребенок активно включается в игровую деятельность, действует сосредоточенно, заинтересованно, уверенно;
б)ребенок активно включается в деятельность, но по ходу ее часто отвлекается и/или чувствует себя не вполне уверенно;
в)ребенок либо отказывается от деятельности, либо скован, рассеян и безынициативен.
Обработка результатов: деятельность, соответствующая
«а» — оценивается в 1 балл;
«б» — 2 балла;
«в» — 3 балла.
Сумма, полученная при сложении всех показателей, делится на 4. Конечный результат соотносится с одним из трех уровней развития воображения и мыслительной деятельности.
Диагностический ключ:
1—1,4 балла — высокий уровень развития;
1,5—2,4 балла — средний уровень;
2,5—3 балла — низкий уровень.