Небылицы

Дидактические игры  по развитию речи

Нелепицам, небылицам и перевертышам отводится особое место в детском творчестве — в них заключена необычайно притягательная для ребенка сила. «Эти произведения построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», — отмечал К. И. Чуковский. Дети действительно любят не только слушать, но сами сочинять небылицы, перевертыши и нелепицы. Существует несколько вариантов придумывания подобных произведений.

 

Вариант 1. «Ошибки». Простейшая возможность придумывать небылицы — это строить их на ошибках. Сначала такие истории будут больше двигательными, чем словесными. Например, надеть ботинки на руки, есть суп вилкой, баюкать машинку и т. п. Затем из ошибочных движений возникают интереснейшие истории с множеством «ошибочных персонажей», разновидностью которых служат объекты, носящие необычные, смешные имена. Например, «Синьора Поварешка», «Город Кастрюлька» и пр. В таких случаях уже само имя подсказывает сюжет истории-небылицы: «Синьора Поварешка жила в городе под названием Кастрюлька».

 

Вариант 2. «Так бывает или нет». Этот вариант используется преимущественно с самыми младшими детьми, так как позволяет освоить элементарные приемы придумывания небылиц. Ребенку предлагают простейшие ситуации, а он отвечает, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жарится на сковороде», «самокаты по небу летают», «кораблик плывет по волнам», «девочка рисует домик», «домик рисует мальчика».

Вместо предложений можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее. Например, ребенку предлагают рассмотреть картинку, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. (комплект может быть любым: мебель, одежда, животные, птицы, рыбы, быт людей, но на каждой картинке изображается абсолютно не свойственное предмету действие), и ответить, так бывает или нет и почему. Отвечают малыши в силу своих возможностей — словами, фразами, предложениями. Ни в коем случае не принуждайте их к ответу, не хочет говорить — пусть просто смотрит или слушает ответы других. Придет время, и малыш сам скажет все, что видит, слышит, наблюдает.

Дети постарше могут уже самостоятельно придумывать предложения, заключающие информацию о реальных или нереальных событиях. Игра может быть организована следующим образом: взрослый придумывает предложение, отражающее реальное событие, а ребенок, в ответ, -- предложение с таким же событием, или наоборот. Например:

—  Ночью ярко светит солнце.

—  Зимой в лесу все тропинки заросли травой.

—  Маяк освещает дорогу кораблям.

—  Весной прилетают перелетные птицы.

Дидактические игры  по развитию речи

Вариант 3. «Странные рассказы». Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»; «У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

 

Вариант 4. «Вопросы и ответы». Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.

Вспомните, как когда-то собирались за столом несколько закадычных друзей-подростков, брали в руки бумагу и ручки и начиналось «круговое творчество»: писали ответ на один из игровых вопросов, прятали его, закручивая бумагу, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос... и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица. Такая же игра может быть с успехом организована и с дошколятами, даже если они не умеют писать. Вместо бумаги и ручек детям раздают по одной картинке с предметным или сюжетным содержанием. Задают игровые вопросы («Кто?», «С кем?», «Когда?», «Зачем?», «Куда?», «Что делать?», «Что из этого вышло?» и т. д.), а дети по очереди отвечают на них, опираясь на свои картинки. Взрослый может записывать детские ответы и затем зачитать все придуманные в ходе игры истории-небылицы.

 

Вариант 5. «Снежный ком». Правила игры таковы: водящий наугад называет два слова, например «сейф» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, «из открытого сейфа выкатывается огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «яйцо». Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации, скажем: «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т. д. Так обычно и возникают предложения, отражающие поочередно реальные и нереальные события, ситуации, действия.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им больше всего или рассмешило их.

 

Вариант 6. «Любопытный». Играющие образуют круг. Водящий — «любопытный» — называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и т. п. Задача играющих — отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква «Ш». Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, шашлык кушать. Победителем оказывается участник, оставшийся последним в игре.

 

Вариант 7. «Сказки дедушки Корнея». Любимый писатель детворы К. И. Чуковский, анализируя произведения устного народного творчества, вычленил и систематизировал приемы составления небылиц, нелепиц и перевертышей. Почти все из них построены на опрокидывании норм, на навязывании объектам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава.

 

Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:

1.  Малому приписываются качества большого и наоборот.  («Комарище,  упавший  с  дубища».  Муха,   утопление  которой  описано,   как мировая  катастрофа.)

2.  Холодному приписываются качества горячего и наоборот. (Человек обжегся  холодной  похлебкой.   Знойным  летом  дети  скользят  на коньках по воде.)

3.  Съедобность несъедобных вещей и наоборот. («Пил-ел лапти, глотал  башмаки».   «Взял и стукнул  колбасой».)

4.  Перевертыши   одежды.   («Лыко  мужиком   подпоясано».   «Мужик подвязал  тулуп  топорищем».)

5.  Перевертыши  явлений  и  законов  природы.   (Море  горит;  в  поле корабль бежит;  в лесу рыба растет;  в море земляника поспела.)

6.  Перепутывание эпитетов. («Он на пегой на телеге, на дубовой лошади».  Конь скачет верхом на ездоке.)

7.  Изменение точки отсчета. («Ехала деревня мимо мужика». «Деревня в поля убегает».)

8.  Перевертыши телесных недостатков. (Слепые видят, немые кричат, глухие  подслушивают,  безногие  бегают.)

9.  Перевертыши   действующих   лиц.   (Ворота   лают   из-под   собаки. Мужик  собакой  бьет  палку.)

Дидактические игры  по развитию речи

 

Перед тем как вы начнете заниматься с ребенком развитием речи, советуем ознакомиться с рекомендациями по ведению занятий с ребенком.

 

 

Здесь список всех занятий по развитию речи с описаниями и разбивкой по возрастам.

 
Вам понравилось? Поделитесь: