Шкала оценки до 3 лет | Печать |

Диагностика развития речи детей

 

Ранняя диагностика  развития речи детей - основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке до-речевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью. С этой целью приводим специальную диагностическую шкалу оценок.

Отобранные пункты в шкале могут считаться надежными показателями овладения речью, с помощью которых могут быть выделены дети группы риска по отставанию речевого развития.

 

1 мес Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

2 мес Улыбка при общении

3 мес Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4 мес Дифференцированность комплекса оживления, смех

5 мес Дифференциация направления звука, певучее гуление

6 мес Лепет

7 мес Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция

8 мес Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т.п.

9 мес Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»

10 мес Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1—2 «лепетных слов» , понятных при соотнесении с ситуацией

11 мес Использование 3 «лепетных слов» с  соотнесением

12 мес Использование 3 — 4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом

15 мес Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста

18 мес Показывает одну из частей тела, словарный запас 7 — 20 слов

21 мес Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас — 20 слов

24 мес Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двух-этапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов

30  мес Адекватно использует местоимения я, ты, мне;  повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»

36  мес Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет своё  имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».


Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам жизни, должен быть обязательно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом.

Диагностика развития речи детей

 

 

 
Вам понравилось? Поделитесь: