Книжки-малышки

Развитие речи 3 4 лет

Одна из важнейших задач воспитания — направить любознательность ребенка, пробудить его стремление к анализу и исследованию наблюдаемого. Впечатления от окружающего мира, от наблюдений за живой и неживой природой, ее объектами закладывают первые основы мироощущения ребенка. Развить в ребенке внимательное отношение к окружающему миру значит создать основу для живого восприятия прекрасного, произведений искусства и материальной культуры.

Однако самое интересное заключается в том, что знакомство с явлениями природы дает особые возможности познакомить ребенка с объективной причинностью. Ребенку часто бывает трудно сразу воспринять последовательность событий и понять причинную зависимость между всеми теми явлениями, которые он видит. Необходимо помочь ему соединить разрозненные впечатления в целостную картину. Например, вы с ним наблюдали за дождем, объясняли причину этого природного явления.

Но этого мало, сведения следует систематизировать. Идя от интереса ребенка к какому-либо природному явлению, нужно попытаться представить его достаточно целостно, в развитии и взаимозависимости с другими. Обогащая чувственный опыт ребенка, знакомя его с системой представлений о природных явлениях и предметах, мы развиваем его способность логически рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, закладываем основы диалектико-материалистических представлений о природе.


Вариант 1. «Рассказ, записанный каракулями». В возрасте трех— четырех лет дети часто и с увлечением пишут каракули на бумаге, на досках, на стенах, отражая с их помощью свои впечатления об увиденном, услышанном. Поощряйте малыша в таком умении писать, но, в целях устранения недоразумений, предоставьте ему возможность свободного пользования карандашом и бумагой или досочкой и мелом. Как только ребенок закончит свои записи, попросите его рассказать, что за историю он написал. На этой стадии овладения письменной речью малыш может рисовать и картинки, иллюстрирующие каждый эпизод его истории.

развитие речи 3 4 лет


Вариант 2.
«Зарисовка наблюдений». Сразу после наблюдения возьмите бумагу, карандаши и рисуйте, сопровождая свои действия рассказом-рассуждением. «На улице было сухо, — говорите вы и заштриховываете черным карандашом землю, — небо было голубое (верх листа закрашивают синим цветом), светило солнце». Потом берете другой лист и рисуете ту же землю и небо, но там, где было солнце, появляется черная туча: «Пришла туча, закрыла солнце, а потом и все небо (постепенно закрашивается верх листа — небо). И тут из тучи пошел дождь (лист покрывается косыми прерывистыми линиями по направлению сверху вниз)». Берете третий лист и говорите: «Дождь прошел — вся вода из тучи вылилась (или туча ушла, в зависимости от того, что вы видели), небо снова стало голубое (рисуете голубое небо), и вышло солнышко. А на земле осталась вода — лужи (рисуете голубые овалы на черной земле)». Затем разложите рисунки по порядку — получится своеобразный фильм, кадры которого передают последовательность событий. Ребенку намного интереснее, если вы будете рисовать, чем просто рассказывать о происшедшем, да и слово получит зрительное, образное подкрепление, вызовет яркий, эмоциональный отклик, ведь воспринятое эмоционально лучше понимается и запоминается.

Если у ребенка уже есть опыт наблюдений и осознания простейших связей между наблюдаемыми явлениями, можно предложить ему самому изобразить последовательность событий. Такие книжки «про то, что было» он станет не только с удовольствием делать, но и читать друзьям, взрослым. Так постепенно малыш не только разовьет память, наблюдательность, художественные способности, но и обогатит свою речь, лексический запас. Кроме того, наблюдения не останутся разрозненными, а будут приведены в систему, связи и отношения между явлениями станут более зримыми для ребенка.

развитие речи 3 4 лет


Вариант 3. «Перевод литературного образа в изобразительный». Это очень продуктивный прием, сочетающий в себе развитие воображения, изобразительную деятельность и художественную литературу. Ребенок как бы записывает художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка. Не каждое стихотворение подойдет для этой игры, поэтому, прежде чем предложить детям то или иное произведение, попробуйте его сами зарисовать. Начинать работу лучше со стихами, в которых образ знакомый, реальный, а уж затем с воображаемыми, нереальными, неизвестными предметами, объектами.

 

 

 

Перед тем как вы начнете заниматься с ребенком развитием речи, советуем ознакомиться с рекомендациями по ведению занятий с ребенком.

 

 

Здесь список всех занятий по развитию речи с описаниями и разбивкой по возрастам.

 
Потребительские программы КопиКупи
Вам понравилось? Поделитесь: