Диагностика психологической готовности к школе
Для успешного обучения в школе ребенок должен достигнуть определенного уровня эмоциональной устойчивости и уметь с помощью волевых усилий регулировать свои действия. Представленные ниже вопросы помогут вам понять, насколько ваш малыш импульсивен или эмоционально уравновешен, способен ли он управлять своими действиями в игре и учении.
- Часто ли в течение дня у ребенка бывают спады и подъемы настроения?
- Можно ли назвать его характер живым и веселым?
- Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?
- Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?
- Обидчив ли ваш ребенок?
- Смущается ли он при разговоре с незнакомыми людьми?
- Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?
- Любит ли он мечтать?
- Можно ли назвать его раздражительным?
- Спокойно ли спит ваш ребенок?
- Доводит ли он до конца дело, игру?
- Часто ли его терзает чувство вины?
- Часто ли ребенок отвлекается во время игры или занятий?
- Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?
- Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?
- Быстро ли ему надоедает однообразная работа?
- Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?
- Часто ли ребенок дуется?
- Можно ли назвать его нервным?
- Беспокоят ли его боли без всякой причины?
- Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь?
- Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий или тревожных мыслей?
- Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?
- Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?
- Часто ли он не успевает выполнить работу (задание) в срок?
- Застенчив ли он в присутствии старших?
- Отчаивается ли он при неудачах в игре и разрушает сделанное?
- Склонен ли он вести себя так же со взрослыми?
- Часто ли ребенок вступает в конфликты, потасовки со сверстниками?
При анализе результатов, полученных по этой методике, важно выяснить, насколько полное и правильное представление имеет ребенок о способах эффективного общения и поведения. Если они недостаточны, то вам следует обратить особое внимание на информированность ребенка о том, как правильно вести себя при общении с другими детьми и взрослыми. Необходимо не только рассказать ребенку о том, как надо поступать, но и «отрепетировать» усвоенные им способы поведения. Однако даже если ребенок достаточно информирован о способах и навыках эффективного общения, это не означает, что он успешно применяет эти навыки при реальном взаимодействии. Возможно, ребенок знает, как надо общаться, но, в силу некоторых обстоятельств (его застенчивость, тревожность, агрессивность и т. п.), не использует эти навыки в общении и игре. Получить более подробную информацию о тех способах общения, которые реально использует ребенок, и о тех проблемах, которые у него имеются, вы можете, понаблюдав за тем, как ваш малыш играет с другими детьми.
Диагностика психологической готовности к школе