Диагностика развития речи дошкольников
Следует иметь в виду, что до того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь. Мы рекомендуем следующую шкалу оценки понимания речи.
I уровень Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. (Этот уровень характерен для здорового ребенка 3 — 6 месяцев:)
II уровень Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя» и т.д.) (6—10 месяцев).
III уровень Ребенок понимает название отдельных предметов (10—12 месяцев), узнает их изображения (12-14 месяцев), узнает их на сюжетных картинках (13-18 месяцев)
IV уровень Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).
V уровень Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев - 3 года;.
VI уровень Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).
В случае отсутствия у ребенка понимания речи и собственной речи важно оценить, как он воспринимает жесты и мимику, использует ли их в общении с окружающими.
диагностика развития речи дошкольников