Игра как средство развития речи
Джанни Родари считал, что «фантастические гипотезы» и «фантастическое вычитание» имеют важное значение в развитии высших форм мышления: синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования. Помимо развивающей направленности этот вариант игры имеет особое диагностическое значение. Дети, как никто другой, моментально включаются «в предлагаемые обстоятельства» и действуют в них активно, правдоподобно и самозабвенно.
Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы:
«Если бы я был волшебником» (каким? зачем? что делал бы? и т. п.);
«Если бы вдруг исчезло время» (что в этом хорошего? что плохого?);
«Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать?);
«Если бы у меня было много денег» (на что бы их потратил?);
«Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?);
«Если бы вдруг ученые вывели новый-вид семени, из которого может вырасти растение до неба» (как семя будет выглядеть? какие условия ему будут нужны для роста?);
«Если весна не наступит совсем» (что произойдет с растениями, животными, людьми? каким будет лето?);
«Если бы я стал выше дома» (что нового бы увидел вокруг? какую и кому мог бы оказать помощь?);
«Если бы я был размером с муравья» (как все вокруг бы изменилось, почему?);
«Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (что они могут рассказать?);
«Что произойдет, если люди перестанут ссориться и начнут дружить» (что для этого могут сделать дети?) и т. д.
Игра как средство развития речи
Иногда фантастические гипотезы в устах ребенка звучат, как утверждение. В этом случае нет необходимости разубеждать его в своем мнении. Этого не стоит делать, ведь во первых, жизненный опыт малыша недостаточно велик для того, чтобы выстраивать правильные логические связи и зависимости между явлениями, предметами, фактами, событиями; во-вторых, в науке известно множество фактов, когда то, что считалось невозможным, нереальным, фантастическим, на определенном этапе исторического развития становилось явью (вспомните капитана Немо Ж. Верна и его подводный корабль, ставший прообразом подводной лодки, батискафа). Во все времена у детей были популярными фантастические игрушки.
Несмотря на то, что словесно-логическому мышлению ребенка предстоит еще долгий путь развития, он довольно рано начинает улавливать и устанавливать элементарные связи между бытием и небытием. Задача взрослого, не навязывая своего мнения как единственно верного, помочь малышу осмыслить существующие в окружающем мире связи и закономерности. На реализацию и достижение таких целей как раз и направлены приемы «фантастическое вычитание» и «фантастическое увеличение», предполагающие в игровой форме освоение диалектического закона о переходе количества в качество.
Предложите ребятам пофантазировать, что было бы, если вдруг исчезло солнце? бумага? взрослые? дети? животные? часы (вспомните «Сказку о потерянном времени»)? автомобили? телевизоры? посуда? и т. п. Вычитание нужно начинать с единичного предмета, постепенно увеличивая количество «изымаемых» объектов, вплоть до полного их исчезновения. После того как освоено «вычитание», можно приступать к «увеличению». Исходные объекты могут быть те же: солнце, деревья, автомобили и т. п.
игра как средство развития речи
Перед тем как вы начнете заниматься с ребенком развитием речи, советуем ознакомиться с рекомендациями по ведению занятий с ребенком.
Здесь список всех занятий по развитию речи с описаниями и разбивкой по возрастам.