Ассоциации

    Развитие образной речи

    Вариант 1. «Найди пару». Детям называют около 10 различных слов: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, междометия. Их задача состоит в том, чтобы каждому слову подобрать пару на основе первой возникшей ассоциации — назвать «дополняющее» слово. Полученный набор фраз может быть использован в качестве опоры для придумывания связного рассказа, истории, сказки.

     

    Вариант 2. «Пиктограммы». Детям дается бумага и простой карандаш и объясняются правила игры: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать».

    Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для «спрятывания» предлагается 10—12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

    Если первый же рисунок, к слову «грузовик», дети делают очень подробным, большим, то необходимо напомнить им: «Не надо делать настоящий рисунок. Надо только, чтобы он помог вам отыскать спрятанное слово. У нас будет еще много других слов, к ним ко всем будут нужны рисунки, и, желательно, чтобы они все поместились на одном листе». Если все же весь лист окажется у кого-то из детей занят одним—двумя рисунками, дайте этому ребенку еще бумаги. Каждое следующее слово (словосочетание) говорите только после того, как сделан рисунок к предыдущему. После того, как сделаны рисунки ко всем словам, они забираются у детей, им дается любое другое задание, или подводится другая игра. Воспроизводятся (ищутся) слова лишь через час-полтора. Показывая на каждый из сделанных ребенком рисунков по очереди, спрашивайте: «В этот рисунок вы какое слово спрятали? А в этот?» Не поправляйте детей, если они вспомнили какое-либо слово неверно, а побудите их самих вспомнить точнее: «Вспомните, тут мы прятали не «дети играют», а какое слово?»

    Развитие образной речи

    Когда дети научатся кодировать слова и фразы, можно переходить к игре в прятки с целыми предложениями. Затем дети «читают» спрятанные рассказы и самостоятельно придумывают, прячут их в рисунки. Можно устраивать целые соревнования: одна группа придумывает рассказ и прячет его в рисунки, а другая — читает.

    Пиктограммы помогают передать значение слова в абстрактном рисунке, используя разнообразные знаковые, условные обозначения, что облегчает впоследствии работу с буквами как знаками письма.

     

     

     

    Перед тем как вы начнете заниматься с ребенком развитием речи, советуем ознакомиться с рекомендациями по ведению занятий с ребенком.

     

     

    Здесь список всех занятий по развитию речи с описаниями и разбивкой по возрастам.

    Для занятий

    © 2007 Развитие речи, методика развития речи, развитие речи дошкольников, занятия для развития речи,развитие речи детей