Объяснялки

    Развитие навыков устной речи

     

    Эта игра имеет несколько разновидностей, ход которых всегда сопровождает особое эмоциональное состояние детей — ребенок «вживается» в роль взрослого и сам разъясняет, уточняет, делится своими знаниями, а значит полон уверенности и чувства собственного достоинства. Но говорит он не «так, как надо», не по схеме, а так, как сам это понимает. Объяснять окружающим сущность предметного мира ребенку очень интересно, но вот активных слушателей из числа взрослых у него, как правило, бывает слишком мало. Да и удивить их достаточно сложно — ведь взрослые и знают, и умеют многое. Хотя нам стоит поучиться у малыша и внимательности, и точности, и образности.

    Объяснять значение того или иного слова, понятия, назначение (функцию) предмета ребенок будет с удовольствием и более уверенно лишь в том случае, когда в этом возникает непосредственная потребность, создать которую не составляет большого труда, включив в деятельность реальный или игровой персонаж, заинтересованный в подробном объяснении.

    Взрослый вполне может «временно» стать инопланетянином или Незнайкой, который хочет все знать и уметь, или лесным, сказочным жителем, которому многое в городе в диковинку, ведь он это видит впервые в жизни.

    развитие навыков устной речи

    Вариант 1. «Прямая трактовка». Здесь предполагается полное объяснение понятий. Вот так дети объясняют значение некоторых:

    Музей — это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.

    Облако — это такой пушистый, мягкий воздух, похожий на подушку, которая часто меняет свою форму. Это часть неба, которую ночью трудно увидеть, если нет звезд и луны, но можно догадаться, что она есть наверху.

    В дальнейшем детей привлекают к интерпретации различных поступков и их результатов. Такая практика не только расширяет речевой диапазон ребенка, но и позволяет ему осмысливать поведение окружающих и свое собственное, обогащает опыт социального взаимодействия, способствует формированию реалистической самооценки. В качестве аналитического материала сначала используют литературные произведения (М. Горький «Воробьишко», В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово» и др.), а затем переходят к объяснению качеств, эмоциональных состояний человека, его поступков, с которыми дети сталкиваются непосредственно в реальной жизни.

    Вариант 2. «Скрытая трактовка». Это своеобразные загадки-рассуждения детей, которые бывают достаточно необычны, оригинальны, но, в любом случае, они, во-первых, служат показателем развития мышления ребенка (его смысловой стороны), а во-вторых, требуют от взрослого «перестройки» собственного мышления, чтобы понять логику рассуждений малыша и увидеть мир его глазами. Попробуйте вот по таким коротким репликам-рассуждениям детей сразу догадаться, «что бы это значило»:

    —  у всех одна;

    —  у каждого своя.

    Затрудняетесь? Тогда попытайтесь увязать ваше предположение со следующими дополнениями:

    —  это родитель детей;

    —  у нее бывает по два сына или дочки.

    Догадались?! Конечно же, это самый близкий и любимый человек на свете — мама.

    А вот так дети объясняют, что такое «детский сад»:

    —  туда ходят маленькие дети;

    —  такой домик, где дети работают дольше, чем взрослые;

    —  там можно играть, рисовать и обязательно слушаться, кушать и спать.

    развитие навыков устной речи

    Вариант 3. «Воспроизведение». Детям называют слово и предлагают охарактеризовать его (т. е. рассказать, что они знают о нем). Например, солнце — теплое, садится, греет землю, лучистое; кошка — мягкая, пушистая, с коготками, усатая, разноцветная. Общее количество впервые предъявляемых слов — около 10, в дальнейшем их число возрастает постепенно (но не более 20). После того как каждое из них будет объяснено, раскрыто ребенком, ему предлагают вспомнить или нарисовать все названные взрослым слова. Исходный набор и детские характеристики, данные каждому слову, могут быть использованы и в качестве опоры для составления рассказов.

    Вариант 4. «Немое кино». Дети делятся на две группы: одни -комментаторы, другие - судьи. Основная задача игры состоит в том, что дети-комментаторы объясняют значение каких-либо слов (например, утюг, цепь, бочонок, балалайка, винтовая лестница и пр.) используя при этом как можно меньше жестов; а дети-судьи оценивают их ответы, фиксируя ошибки и отступления от правил.

     

     

     

    Перед тем как вы начнете заниматься с ребенком развитием речи, советуем ознакомиться с рекомендациями по ведению занятий с ребенком.

     

     

    Здесь список всех занятий по развитию речи с описаниями и разбивкой по возрастам.

    Для занятий

    © 2007 Развитие речи, методика развития речи, развитие речи дошкольников, занятия для развития речи,развитие речи детей