Речь и общение

Узнав, что и как можно делать с данным предметом, малыш учится им реально пользо­ваться. При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения.

Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, ее эмоциональный тон определяет настроение, а то, чего ребенок не понимает, восполняют нере­чевые средства коммуникации — указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.

Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важней­ших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

 

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Оно так же, как и общение со взрослыми, возникает, в основном, в совмест­ной деятельности и может осуществляться по-разному. Если сама де­ятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и обще­ние будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направлен­ных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение.

Общение со сверст­никами — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со взрослыми.

 

Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. В обще­нии дошкольников с детьми наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, носящего более сдержанный эмоциональный характер.

 

Вторая особенность состоит в нестандартности детских высказы­ваний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговари­вая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказу­емые слова, сочетания слов и звуков, фразы. Если взрослый дает ре­бенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

 

Третья особенность — преобладание инициативных высказываний над ответными. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому, как таковой, беседы между сверстниками практически не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же со взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

 

Четвертая особенность состоит в том, что общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Действия ре­бенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем, если бы партнером был взрослый. От взрослого ребенок ждет либо оценки сво­их действий, либо новой информации, ведь именно взрослый очень много знает и при этом знает, что хорошо, а что плохо, как надо и как нельзя делать. То есть в общении со взрослым ребенок постоянно управляем и направляем им.

В общении же со сверстниками дети са­мостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовы­вать совместную игру, сравнивать партнера с собой.

Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает специальных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, когда речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, пригля­деться к выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, — и все остальное становится ясным.

Другое дело — сверстник. Он не будет пытаться угадывать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать: чего хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А посколь­ку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дош­кольников более связной, полной, понятной.

Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испыты­вают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полно­ценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками.


 
Вам понравилось? Поделитесь: